
Дело № 2-1075/2023
Поступило: 22.02.2023 г.
УИД 54RS0013-01-2023-000671-39
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(мотивированное)
08 августа 2023 года г. Бердск
Бердский городской суд Новосибирской области в составе председательствующего судьи Новосадовой Н.В.,
при секретаре Полянской Т.М.,
с участием: представителя истца – помощника прокурора г. Бердска Филиппенко В.Е.,
представителя ответчика Бутерус Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Бердска, в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Новосибирской области «Бердская центральная городская больница», Министерству здравоохранения Новосибирской области о понуждении к исполнению обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Бердска, обратился в защиту интересов неопределенного круга лиц, с иском к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Новосибирской области «Бердская центральная городская больница» (далее по тексту – ГБУЗ НСО «БЦГБ»), Министерству здравоохранения Новосибирской области (далее по тексту – Минздрав НСО) о понуждении к исполнению обязанности. В обоснование иска указано, что в ноябре 2022 года прокуратурой города, с привлечением специалиста отдела административно-технического контроля администрации г. Бердска, проведена проверка по обращению М.Н. по факту нахождения на территории ГБУЗ НСО «БЦГБ» строительного мусора. Установлено, что земельном участке с кадастровым номером 54:32:010536:33, площадью 12503+/- 39 кв.м., расположенном по адресу: Новосибирская, область, г. Бердск, ул. Островского, д. 53, расположено нежилое здание - хозяйственный корпус и гараж, площадью 863,9 кв.м, с кадастровым номером 54:32:010536:0033:32:01372, которые находятся в собственности Новосибирской области и в оперативном управлении ГБУЗ НСО «БЦГБ».
Согласно заключению ООО «Оргтехстрой» здание «Хозяйственный корпус и гараж ГБУЗ НСО «БЦГБ» по адресу: Новосибирская область, г. Бердск, ул. Островского, 53, признано аварийным, недопустимым для дальнейшей эксплуатации, опасным для жизни и здоровья людей, работающих в нем. Рекомендовано выполнить снос здания хозяйственного корпуса и гаража по проекту, разработанному специализированной организацией.
В марте 2020 года на объекте - «хозяйственный корпус и гараж», расположенном на земельном участке, произошло частичное обрушение несущей кирпичной стены гаражного бокса. Проверкой с выходом на место установлено, что на территории земельного участка находится обрушенное аварийное строение хозяйственного корпуса.
Просят обязать ГБУЗ НСО «БЦГБ»:
- разработать проектно-сметную документацию по сносу объекта капитального строительства - хозяйственного корпуса и гаража, расположенного по адресу: Новосибирская область, г. Бердск, ул. Островского, 53, с кадастровым номером 54:32:010536:0033:32:01372;
- провести экспертизу проектно-сметной документации;
- провести демонтаж здания с кадастровым номером 54:32:010536:0033:32:01372;
- очистить земельный участок с кадастровым номером 54:32:010536:33 от строительного мусора.
Обязать Минздрав НСО осуществить финансирование по:
- разработке проектно-сметной документации по сносу объекта капитального строительства - хозяйственного корпуса и гаража, расположенного по адресу: Новосибирская область, г. Бердск, ул. Островского, 53, с кадастровым номером 54:32:010536:0033:32:01372;
- проведению экспертизы проектно-сметной документации;
- проведению демонтажа здания с кадастровым номером 54:32:010536:0033:32:01372;
- очистке земельного участка с кадастровым номером 54:32:010536:33 от строительного мусора.
В соответствии со статьей 206 ГПК РФ установить ответчикам срок для выполнения возложенных судом обязанностей в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу (л.д.2-9).
12.04.2023 года определением Бердского городского суда Новосибирской области к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области (л.д.128).
Представитель истца – помощник прокурора города Бердска Филиппенко В.Е.., в судебном заседании требования поддержал по основаниям указанным в исковом заявлении, приведенном выше.
Представитель ответчика – ГБУЗ НСО «БЦГБ» Бутерус Н.Ю., действующая на основании доверенности (л.д. 125), не возражала против заявленных требований, представлен письменный отзыв на иск (л.д.62-66), который поддержала в судебном заседании. Дополнительно пояснила, что не отрицают факт необходимости сноса здания, однако указала на невозможность проведения необходимых работ в связи с отсутствием финансирования. Пояснила, что в случае удовлетворения исковых требований, после выделения финансирования ГБУЗ НСО «БЦГБ» необходимо от 7 до 8,5 месяцев на выполнение заявленных работ.
Представитель ответчика – Минздрав НСО в судебное заседание не явился, извещены надлежаще (л.д.157), причин неявки не сообщили, представлен письменный отзыв на иск (л.д.108-117), в котором указали на несогласие с заявленными требованиями, полагали, что Минздрав НСО не является надлежащим ответчиком. ГБУЗ НСО «БЦГБ» не вправе использовать средства обязательного медицинского страхования на мероприятия, направленные на изготовление проектно-сметной документации, на демонтаж аварийных объектов капитального строительства и непосредственно на сами работы по демонтажу (сносу) аварийных объектов капитального строительства, поскольку данный вопрос не входит в компетенцию министерства. Кроме того, Минздрав НСО не имеет возможности довести до подведомственного учреждения денежные средства областного бюджета, поскольку в расходной части бюджета не предусмотрены денежные средства для министерства на указанные мероприятия. Денежные средства на ликвидацию объектов капитального строительства, находящихся в собственности Новосибирской области, должны быть предусмотрены областным бюджетом Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области.
Представитель третьего лица – Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области в судебное заседание не явился, извещены надлежаще (л.д.155), причин неявки не сообщили, представлен письменный отзыв на иск (л.д.143-148), в котором указали, что правообладателем здания с кадастровым номером 54:32:010536:69 является ГБУЗ НСО «БЦГБ», следовательно, здание не находится в казне Новосибирской области. Кроме того Минздрав НСО является главным распорядителем бюджетных средств областного бюджета Новосибирской области по отношению к ГБУЗ НСО «БЦГБ». Учреждение, за которым закреплено такое имущество, обязано поддерживать пригодность имущества для эксплуатации; содержать его в безопасном состоянии, которое исключает возможность причинения вреда третьим лицам, нести расходы на его содержание.
Учитывая надлежащее извещение участников процесса, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Защита гражданских прав может осуществляться путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (ст. 12 ГК РФ).
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что земельный участок с кадастровым номером 54:32:010536:33, площадью 12503+/- 39 кв.м., расположенный по адресу: Новосибирская обл., г. Бердск, ул. Островского, д. 53, находится в постоянном (бессрочном) пользовании ГБУЗ НСО «БЦГБ», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д.18). Согласно свидетельству о государственной регистрации права (л.д.17) хозяйственный корпус и гараж, расположенные на вышеуказанном участке, площадью 863,9 кв.м., с кадастровым номером 54:32:010536:0033:32:01372, находятся в собственности Новосибирской области и оперативном управлении ГБУЗ НСО «БЦГБ», что также подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д.19-23).
Согласно заключению ООО «Оргтехстрой» 2017 года (л.д.24-25) здание «Хозяйственный корпус и гараж ГБУЗ НСО «БЦГБ» по адресу: Новосибирская область, г. Бердск, ул. Островского, 53 признано аварийным и недопустимым для дальнейшей эксплуатации, опасным для жизни и здоровья людей, работающих в нем. Рекомендовано выполнить снос здания хозяйственного корпуса и гаража по проекту, разработанному специализированной организацией.
28.02.2020 года комиссией в ходе визуального осмотра хозяйственного корпуса и гаража выявлено разрушение кирпичной кладки несущей стены; отслоение защитного слоя штукатурки (л.д.26), что также подтверждается представленным фотоматериалом (л.д.27).
25.10.2022 года в прокуратуру г. Бердска поступило обращение М.Н. о строительном мусоре на территории ГБУЗ НСО «БЦГБ» (л.д.10-12). В связи с поступлением указанного обращения, прокуратурой г. Бердска в ноябре 2022 года проведена проверка. В результате проверки на территории ГБУЗ НСО «БЦГБ» обнаружено обрушенное аварийное строение хозяйственного корпуса, в месте обрушения выявлено складирование строительных отходов: фрагменты кирпичной кладки, бетонных плит, иных материалов сопутствующих разрушению строения. Из представленных материалов (л.д.29-38) усматривается, что ГБУЗ НСО «БЦГБ» не принято должных мер по уборке строительного мусора на земельном участке 54:32:010536:33.
В связи с выявлением вышеуказанных нарушений главному врачу ГБУЗ НСО «БЦГБ» Тоцкой Е.Г. вынесено представление (л.д.44-45). 24.11.2022 года в отношении главного врача ГБУЗ НСО «БЦГБ» Тоцкой Е.Г. возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 8.22 Закона НСО от 14.02.2003 года №99-ОЗ «Об административных правонарушениях в НСО» (л.д.39-41). Постановлением административной комиссии г. Бердска от 22.12.2022 года главный врач врача ГБУЗ НСО «БЦГБ» Тоцкая Е.Г. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.33 Закона НСО от 14.02.2003 года №99-ОЗ «Об административных правонарушениях в НСО», ей назначено наказание в виде предупреждения (л.д.42-43).
На представление ГБУЗ НСО «БЦГБ» сообщено, что предпринимались все возможные меры для решения сложившейся ситуации: проведена установка ограждения в виде металлической сетки и сигнальной ленты с предупреждающими табличками об опасности. Указано на отсутствие финансирования, необходимого для ликвидации строительного мусора на территории больницы (л.д.46-48).
В материалы дела представлены доказательства неоднократных обращений ГБУЗ НСО «БЦГБ» в Минздрав НСО в 2020-2022 годах об оказании содействия в решении вопроса о выделении финансирования на разработку проектно-сметной документации по сносу объекта капитального строительства, по проведению вневедомственной экспертизы проектных работ, по проведению демонтажных работ, очистке территории хозяйственного корпуса и гаража от строительного мусора (л.д.49-52, 95-99), на которые получены отказы, что подтверждается ответами на обращения (л.д.80-81, 84-85, 86-88, 92-94, 100-103), предостережениями (л.д.89-91, 95-97).
Таким образом, материалами дела подтверждено, что с 2017 года, когда установлена аварийность хозяйственного корпуса и гаража, действенные меры для обеспечения безопасности граждан, уборки территории мест массового посещения не принято, в течение длительного времени разрушенные здания находятся на территории муниципального образования, непосредственно у Центральной городской больницы города.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения устанавливаются правилами благоустройства.
Согласно п. 10 ч. 2 ст. 45.1 Закона № 131-ФЗ правила благоустройства регулируют, в том числе вопросы уборки территории муниципального образования.
Утверждение правил благоустройства территории муниципального образования находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования (п. 11 ч. 10 ст. 35 Закона № 131-ФЗ).
В силу п. 1 раздела 5 Правил благоустройства на территории города Бердска, утвержденных решением Совета депутатов г. Бердска от 19.06.2018 № 172 (далее - Правила благоустройства) к местам массового посещения относятся территории, прилегающие к административным и общественным зданиям, строениям и учреждениям (театрам, кинотеатрам, школам, дошкольным учреждениям, поликлиникам и т.п.);
В соответствии с п.п. 9 п. 2 раздела 5 Правил благоустройства на территориях мест массового посещения ответственные лица обязаны производить уборку снега, мусора, льда в границах прилегающей для благоустройства территории с обязательным вывозом в отведенные места; на территориях мест массового посещения запрещается загрязнять территорию отходами производства и потребления (п.п.2. п.6).
В соответствии с п. 5 Устава ГБУЗ НСО «БЦГБ», учредителем и собственником имущества является Новосибирская область. Функции и полномочия учредителя осуществляют в пределах установленной законодательством Российской Федерации и законодательством Новосибирской области Правительство Новосибирской области, департамент имущества и земельных правоотношений Новосибирской области и министерство здравоохранения Новосибирской области; объем финансового обеспечения выполнения государственного задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг, нормативных затрат, связанных с выполнением работ, с учетом затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за Учреждением департаментом имущества и земельных отношений Новосибирской области или приобретенных учреждением за счет средств, выделенных ему министерством здравоохранения Новосибирской области, на приобретение такого имущества, в том числе земельных участков (за исключением имущества, сданного в аренду или переданного в безвозмездное пользование), а также затрат на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество Учреждения (п.29).
На основании п. 12.1 ч. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ) от имени субъекта Российской Федерации по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств отвечает главный распорядитель бюджетных средств.
Согласно п. 1 Положения о Министерстве здравоохранения Новосибирской области, утвержденного постановлением Правительства Новосибирской области 09.11.2015 № 401-п, Министерство здравоохранения Новосибирской области (далее - Министерство) является областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, осуществляющим государственное управление и нормативное правовое регулирование в сфере охраны здоровья и лекарственного обеспечения населения в пределах установленных федеральным законодательством и законодательством Новосибирской области полномочий, а также координацию и контроль за деятельностью находящихся в его ведении государственных организаций Новосибирской области.
Пунктом 10 указанного Положения о Министерстве установлено, что в установленной сфере деятельности Министерство осуществляет, в том числе следующие полномочия: планирование ведомственных расходов областного бюджета Новосибирской области в части расходов Министерства и подведомственных ему государственных организациях Новосибирской области в рамках полномочий субъекта бюджетного планирования с учетом принципов эффективного и экономного использования бюджетных средств (13); ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности подведомственных Министерству государственных организаций Новосибирской области в рамках установленных полномочий (18); контроль в соответствии с действующим законодательством за деятельностью подведомственных Министерству государственных организаций Новосибирской области (22); финансовое обеспечение развития организаций государственных медицинских организаций Новосибирской области и их материально- технического оснащения (43).
В соответствии с п.п. 18, 19 Положения о Министерстве, Министерство осуществляет полномочия главного распорядителя и получателя средств областного бюджета Новосибирской области, предусмотренных на содержание министерства и реализацию возложенных на него функций: осуществляет полномочия главного администратора доходов областного бюджета Новосибирской области.
Статья 210 ГК РФ предусматривает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с п. 1 ст. 296 ГК РФ, учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
На основании п. 22 Устава ГБУЗ НСО «БЦГБ» Учреждение в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, государственным заданием, сформированным и утверждённым Министерством здравоохранения Новосибирской области, и назначением имущества осуществляет права владения, пользования и распоряжения им.
ГБУЗ НСО «БЦГБ» является государственным бюджетным учреждениям здравоохранения Новосибирской области.
В соответствии с п. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.
Бюджетное учреждение осуществляет в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи.
Бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания.
Уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного (муниципального) задания (п. 3).
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
Финансовое обеспечение осуществления бюджетными учреждениями полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа), органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования (п. 6).
Судом установлено, что на момент рассмотрения иска вопрос о выделении ГБУЗ НСО «БЦГБ» финансирования на выполнение указанных выше работ Минздрав НСО не решен, предпринятые ГБУЗ НСО «БЦГБ» мероприятия не исключают вероятность проникновения посторонних лиц непосредственно в место обрушения здания, что создает реальную угрозу причинения вреда их жизни и здоровью.
При таких данных, учитывая, что Минздрав НСО является областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, осуществляет полномочия главного распорядителя и получателя средств областного бюджета Новосибирской области, предусмотренных на содержание Министерства и возложенных на него функций, в том числе по отношению к подведомственному ему учреждению ГБУЗ НСО «БЦГБ», доводы Минздрав НСО о том, что оно является ненадлежащим ответчиком, являются несостоятельными.
Учитывая установленные по делу обстоятельства и представленные доказательства, поскольку имущество в виде хозяйственного корпуса и гаража, расположенное по адресу: г. Бердск, ул. Островского, 53, находящееся в оперативном управлении ГБУЗ НСО «БЦГБ» является аварийным и подлежащим сносу, что не оспаривалось стороной ответчиков в судебном заседании, для сноса указанного имущества необходимо финансирование, Главным распорядителем бюджетных средств является Минздрав НСО, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Как указано выше, прокурором заявлено в том числе, установить срок для выполнения возложенных судом обязанностей в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Пунктом 2 статьи 206 ГПК РФ определено, что в случае принятия решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 г. N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" разъяснено, что удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено. При установлении указанного срока, суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.
Определяя сроки исполнения судебного решения, учитывая, что для выполнения технического задания на снос объекта, проведения конкурсных процедур по определению исполнителя работ, работ по проектированию, проведению государственных экспертиз, необходимы длительных сроки, установленные различными нормативными актами, суд приходит к выводу, что срок, указанный прокурором, является невыполнимым, и определяет его в течение восьми месяцев со дня вступления решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора города Бердска в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.
Обязать Министерство здравоохранения Новосибирской области осуществить финансирование по:
- разработке проектно-сметной документации по сносу объекта капитального строительства - хозяйственного корпуса и гаража, расположенного по адресу: Новосибирская область, г. Бердск, ул. Островского, 53, с кадастровым номером 1372;
- проведению экспертизы проектно-сметной документации;
- проведению демонтажа здания с кадастровым номером 1372;
- очистке земельного участка с кадастровым номером 36:33 от строительного мусора.
Обязать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области «Бердская центральная городская больница»:
- организовать разработку проектно-сметной документации по сносу объекта капитального строительства - хозяйственного корпуса и гаража, расположенного по адресу: Новосибирская область, г. Бердск, ул. Островского, 53, с кадастровым номером 1372;
- организовать проведению экспертизы проектно-сметной документации;
- организовать проведению демонтажа здания с кадастровым номером 1372;
- организовать очистку земельного участка с кадастровым номером 36:33 от строительного мусора.
Установить срок для выполнения возложенных судом обязанностей в течение восьми месяцев, со дня вступления решения в законную силу
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья /подпись/ Н.В. Новосадова
Решение в окончательной форме изготовлено 23.08.2023 года
Судья /подпись/ Н.В. Новосадова